Самовольное занятие чужого земельного участка


Самовольное занятие чужого земельного участка


7.1 КоАП РФ. В ней устанавливается ответственность за нарушение земельного законодательства, регулирующего порядок приобретения прав на землю и прав на осуществление хозяйственной деятельности на земле. Это правонарушение посягает на правоотношения, связанные с землей как природным объектом и природным ресурсом, важнейшим элементом окружающей среды.

Непосредственным объектом посягательства выступает собственность на землю и установленный государством порядок возникновения прав на землю и ее использование.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении ряда противоправных деяний.

Разъясняем законодательство


Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.

Также к самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора) направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли вернуть зарядку в магазин

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности.


Статья 7


За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. 2.

В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка. Комментарий к Ст.


Земельная ответственность


96 Кодекса о земле (далее – КоЗ) лица, нарушившие законодательство об охране и использовании земель, несут ответственность, установленную законодательными актами. В КоЗ нет перечня земельных правонарушений и мер ответственности за их совершение.

Для того, чтобы выяснить, какие действия нарушают земельное законодательство, необходимо обращаться к административному и уголовному законодательству. К земельным санкциям КоЗ относит: – возврат самовольно занятых земельных участков; – принудительное прекращение прав на земельный участок за нарушение земельного законодательства.

Самым распространенным нарушением законодательства об охране и использовании земель является самовольное занятие земельного участка . В соответствии со ст.


Самовольное занятие чужого земельного участка


72 ЗК РФ); уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный надзор .(ст.

71 ЗК РФ); органы внутренних дел (полиция), должностные лица которых вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 7.1 КоАП РФ (ст.

28.3 КоАП РФ); органы прокуратуры, к прокурорам городов и районов, а также специализированных прокуратур, которые вправе возбудить дело об административном правонару­шении, в том числе по ст.

Самовольный захват земельных участков и его последствия



Если заняли участок: что делать при самовольном занятии вашего участка (2018)


Переоформление прав собственности на землю часто проходит без межевания. Таким образом, ни собственники, ни соседи не имеют возможности узнать точную площадь и конфигурацию участков.

Возникают ошибочные представления о месте прохождения границ, на основании чего могут возникнуть споры и причины для судебных разбирательств. Пока ситуация со сложившимся землепользованием устраивает все стороны и кто-нибудь из соседей не стал расширять свои владения за счет чужой земли (часто если участок давно не используется) – существует мир.

Споры о возврате самовольно занятых земельных участков


Также с требованиями об освобождении самовольно занятого земельного участка могут обращаться уполномоченные государственные и муниципальные органы, в отношении земельных участков, относящихся к государственной или муниципальной собственности, а также органы, осуществляющие контроль за законностью использования земли, в том числе земель определенных категорий (земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда и прочих).