Оглавление:
Лекция 8
Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др. Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред.
Объект и субъект административного правонарушения
Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления.
Конкретные объекты административных правонарушений предусмотрены соответствующими статьями Особенной части КоАП. Например, ст. 158 предусматривает ответственность за мелкое хулиганство, т.
е. нецензурную брань, приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.
Состав административного правонарушения
Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые направлено данное деяние. Выделяют следующие виды объектов правонарушения: общий (вся совокупность существующих общественных отношений, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются мерами административной ответственности: интересы личности, общества, государства); родовой объект (совокупность однородных взаимосвязанных общественных отношений, против которых посягает определенная группа административных правонарушений: отношения в области прав человека, здоровья, общественной нравственности, общественной безопасности и общественного порядка, в области охраны собствен ноет и, окружающей среды и природопользования, отношения в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т.
Состав административного правонарушения это
Объективная сторона административного правонарушения — это система признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения правонарушителя и включает в себя: противоправное деяние (действие или бездействие), наступившие вредные последствия и причинно-следственную связь (зависимость) между этим деянием и наступившими последствиями.
Комментарии к СТ 2
В числе физических лиц выделяются особые их категории (несовершеннолетние; должностные лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели, собственники (владельцы) транспортных средств). Административно-правовой статус этих лиц определен федеральным законодательством. 4.
Второй признак административного правонарушения — его противоправность.
Кто является субъектом административного правонарушения?
Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату.
За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».
Лицо осознавало (т.е.
действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму. К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.
Признаки субъекта административного правонарушения Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица. Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е.
Объект и субъект административного правонарушения
Законодатель установил, что правонарушением может быть только конкретное поведение человека, а не мысли и убеждения человека.
Этот признак имеет существенное значение, из него вытекает выводи о невозможности привлечения к административной ответственности за мысли и убеждения.